Авария на участке БАМа привела к возобновлению дискуссий о принципах организации хозяйственной деятельности на территории Байкальского региона

 -  74


Последствия крупной аварии, произошедшей в субботу, 19 августа на одном из участков Байкало-Амурской магистрали (БАМ) в районе северного побережья озера Байкал, к настоящему времени ликвидированы.  Вместо недели на восстановление дамбы, разрушенной в результате паводка на реке Холодная, и размытого железнодорожного полотна на перегоне Нижнеангарск – Холодная потребовалось 3 дня. В результате 23 августа в 8 часов 20 минут по московскому времени по вновь построенной железной дороге проследовал первый пассажирский состав.

Нынешняя чрезвычайная ситуация привела к возобновлению острых дискуссий вокруг действующего природоохранного законодательства, а также некоторых основополагающих принципах и подходах к организации хозяйственной деятельности на территории всего Байкальского региона. Сложность оказавшихся на поверхности проблем потребовала срочного прибытия сюда большой группы депутатов Государственной думы РФ, экспертов и представителей общественных организаций.

В конце прошлой недели Республика Бурятия, на территории которое произошла авария, оказалась в зоне действия мощного циклона. В период 17 по 20 августа здесь выпало до 69-71 мм осадков, что составляет месячную норму. 19 августа произошел подъем уровня в реке Холодная, что привело к частичному разрушению дамбы, 200 метров железнодорожного полотна и 10 опор контактной сети.

Региональные власти при поддержке структуры АО «Российские железные дороги» достаточно быстро проанализировали ситуацию. На территории Северо-Байкальского района был введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера, организовано движение поездов по альтернативным маршрутам, началась ликвидация последствий паводка.

В качестве причины аварии председатель Правительства Республики Бурятия Алексей Цыденов назвал непроведение своевременной реконструкции дамбы, которая была построена в 1978 году.  По его словам, ЧП с дамбой на реке Холодной можно было избежать. Но противоречивость законодательства, как бы направленного на защиту Байкала, не позволила этого сделать. Закон о защите Байкала запрещает строить гидротехнические сооружения в близлежащих районах. Дамба давно нуждалась в укреплении, но сделать это не было возможности.    

Министр природных ресурсов и экологии Бурятии Наталья Тимуреева рассказала «Известиям» некоторые подробности, связанные с несостоявшимся ремонтом. По ее словам, в советское время при строительстве дамбы материалы были взяты из карьера, который находится в 6 км от реки Холодная. Однако использовать материал из него для укрепления дамбы сейчас невозможно по закону. Она отметила, что в итоге, несмотря на выделенное федеральное финансирование на реконструкцию плотины, подрядчика для выполнения этих работ так и не нашлось, а средства были возвращены в федеральный бюджет.

«За 24 года действия закона о сохранении озера Байкал накопился определенный пласт вопросов, которые требуют серьезной проработки, — комментирует ситуацию председатель Комитета Госдумы РФ по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Дмитрий Кобылкин. —  На Байкальской природной территории действует свыше 50 запретов и ограничений хозяйственной и иной деятельности. В целом мы создали очень крепкую систему защиты Байкала, местами даже железобетонную, от которой местные жители испытывают трудности. Если ничего не будем делать, через десять лет об уникальности этой воды можно будет забыть! Вот сегодня БАМ размыло, в результате — часы героического восстановления. А ведь этого могло бы не быть. Железнодорожное полотно можно восстановить, но любой простой для РЖД — это убытки».

Отметим, что визит парламентской делегации и обсуждение сложившейся ситуации в региональных и федеральных СМИ следует рассматривать в контексте рассмотрения Государственной думой РФ проекта Федерального законопроекта № 387575-8 «О внесении изменений в статью 25-1 Федерального закона «Об охране озера Байкал» и статью 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе».

Одной из важнейших новаций документа является снятие действующих ограничений на проведение так называемых сплошных рубок леса. По мнению авторов, которые представляют сразу несколько политических партий, в центральной экологической зоне Байкальской природной территории проведение сплошных рубок допускается в целях: строительства объектов систем коммунальной инфраструктуры, дорог федерального, регионального, межмуниципального и местного значения, возведения противопожарных разрывов, точек питания и бытового обслуживания посетителей.

Данный подход вызывает серьезные споры, что и проявилось в ходе обсуждений на этой неделе. С жителями Бурятии 21 августа в посёлке Усть-Баргузин состоялось публичное обсуждение нового закона о Байкале. Участвовали депутаты Госдумы, глава республики Алексей Цыденов, муниципальные власти, учёные и общественные деятели.

С одной стороны, существует понимание, что территорию, прилегающую в озеру Байкал, необходимо каким-то образом развивать. Для этого требуются современные туристические объекты, коммунальная инфраструктура и хорошие дороги. В дальнейшем всё это, естественно, потребует ремонта и реконструкции. А для этого должны быть созданы соответствующие условия. В том числе правовые. Иначе территория будет деградировать. С другой стороны, очевидно, что масштабные лесозаготовки могут привести к нарушению экологического баланса. Некоторые эксперты ссылаются на опыт соседних регионов, где в результате вырубки леса на склонах в непосредственной близости от туристических объектов активизировались оползневые процессы. В конечном итоге это привело к их разрушению. 

Возможность сплошных вырубок может стать большой «экологической миной», заложенной под Байкал и под благополучие жителей Байкальской Сибири, включая Иркутскую область, Республику Бурятия и другие регионы, считает кандидат биологических наук, доцент Байкальского государственного университета и зампред Общественной палаты Иркутска Виктор Кузеванов. А депутаты, допуская это, по оценке ученого, ставят национальное достояние в ситуацию больших долговременных экологических и социальных рисков.

Проблема, по его мнению, состоит еще и в том, что в России слабо разработаны механизмы исполнения природоохранных законов и норм. Более того, зачастую эти законы просто не соблюдаются должным образом, а известно это становится, как правило, слишком поздно — уже тогда, когда разрушительные действия немногочисленных бизнес-интересантов становятся необратимы.

Возвращаясь к аварии на железнодорожном полигоне, отметим, что усиление интенсивности дождей под влиянием глобальных климатических изменений для регионов Дальнего Востока станет новой реальностью, которой необходимо будет противопоставить меры защите от наводнений. Одним из вариантов решения могло бы стать строительство гидроэлектростанций. Новые ГЭС не только минимизируют вероятность и интенсивность паводков, но также будут вырабатывать значительные объемы возобновляемой электроэнергии, необходимой динамично развивающемуся Дальневосточному региону. Проектирование таких объектов в настоящее время уже началось.

74 рекомендовано
comments icon 0 комментариев
710 просмотров
bookmark icon

Написать комментарий...

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *